ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
Решаем вместе
Есть вопросы по физической культуре и спорту?

Сегодня речь пойдет о стрессе и способах совладания в кризисной ситуации.

     Стать стрессором, то есть вызывать стресс, таким образом, может любое происшествие, событие сообщение или факт. Факторы стресса также могут быть разнообразными: вирусы и микробы, всевозможные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, физическая травма, взаимоотношения со сверстниками.

     Особую роль в данном аспекте играет субъективная оценка личностью степени угрозы, которую несет в себе потенциально стрессогенное событие, ожидание опасных последствий.

     События, запускающие процессы совладания, являются отправной точкой запуска взаимодействия ребенка с миром, и определяются как конструктивный способ взаимодействия со сложной жизненной ситуацией.

     Совладающее поведение направлено не только на защиту от актуального стрессового воздействия на него, но и на поддержание его чувства целостности с прошлым и будущим, его самоценности, что способно помочь ему в восстановлении дострессового уровня активности.

«стресс – это реакция организма на любое оказываемое на него воздействие». – говорил Селье

     Причины стресса:

Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Их нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка. Ниже расположены причины по степени важности для ребенка:

  • семейные - рождение второго ребенка, разлука с близкими, ссоры, развод родителей, тревожные родители, истеричный тип родителя (то ласка, то агрессия);
  • катастрофы, беды, несчастья - смерть члена семьи, резкое и сильное изменение условий жизни;
  • социальные - страх других людей, детей, конфликты с ними, ссоры, конкуренция с другими детьми;
  • страхи - внушенные родителями, возрастные, осознанные и неосознанные;
  • телевизор, компьютер - повышенная эмоциональная нагрузка;
  • медицинские - травмы, боли, боязнь врачей, уколов и т.д.;
  • другое (приучение малыша к горшку, смена обстановки в его комнате и т.д..

Стресс сильно влияет на чувствительность ребенка, что делает его более агрессивным, поэтому, как следствие, могут возникнуть проблемы в других сферах жизни, например, в школе.

Вреден ли детский стресс?

Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты и способы совладания, которые впоследствии становятся чертами личности.

Ошибки родителей в реакции на стресс ребенка:

  • оставление ребенка один на один со стрессом (игнорирование переживаний ребенка);
  • отвлечение – едой, телевизором, компьютерными играми, очень быстро возникает зависимость
  • нечестность, обман по отношению к ребенку (при стрессе возрастает внушаемость (логика подавлена), его легко обмануть, и если позже ребенок поймет, что его обманули, он потеряет доверие, которое потом вернуть будет очень сложно);

Формы проявления стресса:

  • регресс - недовольство своими физическими данными (вес, рост, внешность, неуклюжесть, слабость и тд.);
  • страхи - насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.
  • Агрессивность - если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.
  • Перепады настроения - ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерикиили подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.
  • Проблемы со здоровьем - Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.
  • Беспокойный сон - ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.
  • Снижение успеваемости - что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.
  • Быстрая утомляемость - ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.
  • Изоляция - он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
  • Компульсивные признаки - показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

     Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

1. Разделите переживания ребенка:

Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости. Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…». Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

2. Определите, почему ребенок переживает

Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

3. Объясните ребенку честно, что происходит

Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

Объяснить непонятное можно, например, так:

«Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;

«В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты - новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;

«Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».

На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные творческие занятия. Создавая новый образ, ребенок чувствует себя творцом, это повышает уверенность в себе.

Обратите внимание также на физические нагрузки. При них снимается напряжение и выделяется так называемый «гормон радости». А если еще учесть, что у ребенка мозговые структуры постоянно формируются и дозревают, и для этого нужно гораздо больше кислорода, чем взрослым, то без прогулок и спорта вообще не обойтись.

О профилактике стресса:

  • обязательные ежедневные прогулки
  • хорошее разнообразное питание
  • соблюдение режима дня
  • общение с родственниками и друзьями

Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:

  • слушайте своего ребенка;
  • проводите вместе с ним как можно больше времени;
  • рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности
  • принимайте вашего ребенка безусловно, т.е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть Все это, конечно, мы давно знаем.…

Никаких физических наказаний и словесных оскорблений! Хвалить ребенка необходимо с умом – не захваливать, а отмечать конкретные дела. Учите справляться ребенка с трудными задачами. Вместе с ребенком разделите сложную операцию на отдельные этапы, выполняйте все постепенно, медленно, шаг за шагом. В воспитании необходимо придерживаться золотой середины. Выбирая стиль воспитания, избегайте авторитарного и не предоставляйте излишней свободы, приводящей к вседозволенности. Обратите внимание на свое эмоциональное состояние. Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т.д. Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу. У родителей с низкой самооценкой не может быть детей с высокой самооценкой. Поэтому постоянно работайте над собой: выясните что вас больше всего тревожит. Не пытайтесь обмануть себя уговорами что все не так, как вам показалось в первый раз, когда вы мысленно ответили на свой вопрос. Будьте откровенны сами с собой. Принимайте ребенка безусловно.

Запомните:

Если вы или ваш ребёнок после травмирующего события страдаете слишком долго или слишком сильно — нужно обратиться к психологу за  консультацией и поддержкой

Сегодня речь пойдет о детско-родительских отношениях, как о факторе личного и социального благополучия ребенка.

      Внутрисемейные отношения оказывают влияние на развитие способностей ребенка. Они могут как способствовать, так и мешать мобилизации возможностей ребенка. Негативные установки некоторых членов семьи могут приводить к снижению настроения и мотивации ребенка к обучению, вызывать уход в себя, нереалистические ожидания, чувство вины, гиперзависимость, отстраненность и отчужденность. Нарушения детско-родительских отношений (отторжение ребенка родителями, его заброшенность, запущенность, заниженная оценка, вытеснение из сферы личностной проблематики, преобладающая в семье атмосфера стремления к достижениям, гиперопека со стороны родителей, заласкивание, вседозволенность и т. п.) могут являться одной из причин дизонтогенеза. Особенно опасно для личностного и эмоционального благополучия ребенка, когда родительское отношение к нему начинает тесно связываться с порицающими и обвиняющими отзывами окружающих.

     Родители, не уделяющие достаточного внимания собственному ребенку, ухудшают его психосоматическое здоровье. Дисгармония семейных отношений часто усугубляет имеющиеся у ребенка дефекты формирования психических функций и их субъективное переживание, тормозит и снижает эффективность коррекционных мероприятий.

     Семья – это социальный организм, который призван формировать психологический комфорт, поддержку, духовное, физическое и интеллектуальное здоровье ребенка. Нарушение функций семьи могут привести к нарушениям в развитии. Типы нарушений, по которым возможны искажения воспитательной функции семьи, могут быть самые разные. Но, приводят к одинаковому результату – нарушениям или замедлением в формировании высших психических функций ребенка.

     Очень важно обратить внимание на факторы эмоционального благополучия в семье, которые в итоге формируют богатый внутренний мир ребенка, и как следствие, формируется физиологическое здоровье. Очень внимательно нужно относиться к любопытству ребенка, которое будет способствовать формированию познавательной сферы.

     Ребенок познает мир через людей, предметы и собственный опыт. И очень важно, чтобы это опыт ребенок получал через игровую деятельность и в окружении любящих родителей. Игровая деятельность определяет познавательное, личностное и социальное развитие ребенка, позицию по отношению к миру, характер общения и отношения со сверстниками и взрослыми, формирует основные новообразования. Игра не разъединяет, а соединяет мир детей и взрослых, давая ребенку возможность овладеть нормами и правилами поведения, социальными ролями, нравственными и этическими эталонами в доступной и привлекательной для него форме. Иными словами, игра является мостом, по которому дети входят в мир взрослых.

     Недопустимо отношение к детской игре как к пустому, никчемному занятию. Осознание незаменимого вклада игры в умственное, речевое развитие, развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения, в формирование произвольности психических процессов (произвольного внимания, произвольной памяти) должно настроить родителей на наблюдение за тем, какие сюжеты, какие роли привлекают ребенка, что поможет лучше понять его, подсказать новые возможности обогащения его внутреннего мира.

     Разбирая и анализируя роль семьи как фактор развития ребенка, можно отметить, что семья является первым социальным институтом и ячейкой общества, в которой происходит формирование и развитие вступившего в жизнь человека. Семья становится первым домом, в котором ребенок растает, развивается, получает свои первые уроки жизни. Ребенок в семье получает не только помощь, но и поддержку, учится любви к миру и ко всем окружающим его людям.  Формирование здоровых отношений между родителями и детьми поможет ребенку сформировать свою картину мира, согласно которой, он потом будет совершать поступки и формировать ценностно-смысловой жизненный фон.

     Подводя итоги, хочется еще раз сказать, не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат является тем фундаментом, на котором строится мировоззрение ребенка. Тесная привязанность к близким является той осью, вокруг которой вращается жизнь ребенка не только в младенчестве, но и в периоды отрочества, зрелости, вплоть до старости.

     Семья –величайшая ценность и жизненно важная потребность для каждого человека. Правильно выстроенные детско-родительские отношения, основанные на любви и самоуважении – залог формирования полноценной и высоконравственной личности.

     Психологическое здоровье является базой развития человека в любом возрасте, основой его дальнейшей самореализации. Оно определяется как способность адекватно воспринимать себя, проявляя при этом право, отстаивать свое «Я» и чувствовать себя комфортно в различных обстоятельствах, в том числе в ситуациях социального взаимодействия.

     Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому.

     Этой рубрикой педагог-психолог Евсиенко Елена Юрьевна открывает цикл встреч, где будем вестись разговор о психологическом здоровье ребенка.

Что такое психологическое здоровье ребенка?

     - Это сформированность у него возрастных и личностных образований, соответствующих возрасту.

     Трудности в их формировании будут указывать на определенные нарушения психологического здоровья. В любом учебнике по детской психологии прописаны варианты нормы развития, возрастные кризисы ребенка, где подводятся промежуточные итоги навыков и умений ребенка.

     Важнейшим условием формирования позитивных новообразований, которое будет адекватно возрасту и темпераменту – это взаимодействие матери и ребенка. Взаимодействие мать-ребенок должны складываться из визуальных, тактильных и кинестетических переживаний и обеспечивать общий фон. На этом фоне ребенок начинает строить свое собственное «Я», учится воспринимать других. Мать через прикосновения, положительный эмоциональный фон обеспечивает чувство безопасности и любви, формирует доверие к миру.

     В случае, когда эмоциональный фон нарушен, происходят перегибы в развитии и, в последствии, возможны существенные нарушения психического здоровья.

     Роль отца в воспитании тоже очень важна. Ребенок, чем больше взрослеет, тем больше отдаляется от матери – и это нормально. Но ребенок должен уйти не в «никуда», а «к кому-то» и в большинстве случаев это отец. Если воспитанием ребенка занимается несколько человек, то это «кто-то» может быть любым значимым взрослым для ребенка. Фигура отца (или взрослого, его заменяющего) укрепляет ребенка и дает ему силы для развития. Другой вариант – когда фигура значимого взрослого отсутствует, у ребенка могут складываться и закрепляться   негативные формы внимания и проявления. Такими способами, как ложь, драки, грубость, ребенок старается быть замеченным и восполнить недостающее внимание значимых взрослых.

     Чем старше становится ребенок, тем более важным становится для него общение со сверстниками. Это очень важно для формирования эмоционально-волевой и когнитивной сфер общения. Через общение со сверстниками ребенок получает опыт общения в социуме – социализируется.

Условия становления психологического здоровья ребенка:

  • Содействие формированию активности ребенка
  • Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий
  • Поддержка в понимании себя, своих особенностей, особенностей, причин и последствий своего поведения

Наличие ценностных ориентаций

© 2024. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская-на-Дону школа-интернат спортивного профиля». Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.