Все мы — взрослые дети своих родителей.
Осознанное родительство начинается с осознания себя. Какой я воспитатель?
Чтобы увидеть типичные ошибки в воспитании детей, предлагаю несколько упражнений в качестве экспресс-теста:
- Тест «Какой вы воспитатель?».
1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?
1) Сгоряча накажете ребенка.
2) Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.
3) Прежде всего переговорите с классным воспитателем.
2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?
1) Самая первая – подзатыльник.
2) Раздраженная фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!».
3) Успокоите ребенка – ведь он это сделал неумышленно.
3. Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:
1) промолчите, чтобы не уронить авторитет;
2) извинитесь;
3) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая, …
1) обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;
2) ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить;
3) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.
5. Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?
1) Напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение.
2) Строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».
3) Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», – просит сын или дочка. Что вы ответите?
1) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.
2) «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».
3) «Прежде подумай: все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».
Если вы все шесть раз выбрали ответ под цифрой 3), значит, вы неплохой воспитатель и психолог.
Если «угадали» наполовину – вам надо в чем-то пересмотреть свои убеждения.
Если еще меньше – придется серьезно задуматься над своими методами воспитания ребенка.
- Упражнение «Подросток»
Среди родителей выбирается один человек, который будет играть роль подростка.
Остальные родители играют различные роли.
Инструкция: Каждый родитель, в соответствии со своей ролью, подходит к подростку и произносит свои слова. В результате образуют круг вокруг подростка. Затем они ходят вокруг подростка и одновременно говорят свои слова.
Мама: Доча, не забудь разогреть обед и накормить брата!
Папа: Оля, принеси, пожалуйста, газеты из почтового ящика!
Брат: Ну, помоги же склеить самолёт, у меня ничего не получается.
Старшая сестра: Когда пойдёшь из школы, положи мне 100 рублей на телефон, хорошо?
Бабушка: А домашнее задание ты уже выполнила?
Дедушка: Ольга, помогла бы бабуле вдеть нитку в иголку. Да и заштопала деду рукавицу, не переломилась бы.
Учитель: Завтра в школу без родителей не приходи! Жду в кабинете директора в 8.30.
Повар: Ну что за ребёнок, опять стакан разлил! Бери тряпку, затирай скорее!
Техничка: Опять носишься как угорелая! Марш в класс! И чтоб больше мне на глаза не попадалась!
Классный руководитель: Оля! Ну, как дела? Плакат к новому году нарисовала?
Продавец: Девочка, возьми чек. Поторопись, за тобой уже очередь!
Милиционер: Ты опять перебегаешь улицу на красный свет? Выпишу родителям штраф!
Подросток
РЕФЛЕКСИЯ:
После подросток делится своими впечатлениями. Что он чувствовал? Что хотелось сказать каждому? Что хотелось сделать?
Затем делятся впечатлениями все взрослые.
Подводится итог с выводом о том, что взрослые должны понять почему подросток ведет себя определенным образом. Задуматься о своем общении с ребенком. Главное с ребенком поговорить.
- « Ошибки в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.
Предлагаю решить психологические задачки
Педагогическая задача 1.
Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают это нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносили эту фразу!
Ответ:
Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – малыш будет воспринимать вас как людей лживых.
Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».
Педагогическая задача 2.
Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.
Ответ:
Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Ребенок, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступком критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».
Педагогическая задача 3.
Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь недопустимы. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Ответ:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно обсудим – почему и зачем».
Педагогическая задача 4.
Мы готовы все сделать, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным. Не нужны нравоучения, неудачи, неудовлетворенность – ведь в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Ответ:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги, ребенок не чувствует себя от этого счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Педагогическая задача 5.
Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас прямо как настоящий взрослый.
Ответ:
Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Педагогическая задача 6.
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т. п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Ответ:
«Любовь не купить за деньги» – это звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас «самый-самый…».
Педагогическая задача 7.
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если малышам этого не очень-то и хочется – пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Ответ:
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький, он слушается взрослых, но затем, желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день, нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
Педагогическая задача 8.
Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев – есть более нужные и серьезные вещи.
Ответ:
Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь слишком активно – это может оттолкнуть их.
Педагогическая задача 9.
Неприятности на работе, плохие отношения в семье… Как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
Ответ:
Родители должны показывать ребенку, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».
Педагогическая задача 10.
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Ответ:
Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенкку это необходимо.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие.