Что такое агрессия? Это действие, целью которого является нанесение ущерба. Мотивы при этом остаются как-бы за кадром. Мы видим сцену нападения, которая не соответствует социальным нормам и, следствием этого, является негативное отношение к ребенку.

    А что же происходит с ребенком? Меняется его социальная ситуация развития. Формируется предвзятось в отношении, что в конечном итоге приводит к непониманию. Никто «друг друга не слышит»! Агрессия ребенка рождает агрессию взрослого, а агрессия взрослого стимулирует агрессию ребенка, и, как следствие, формирует обиду, желание мстить, страх.

      Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает вещи, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего коллектива, источником огорчений педагогов и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед подростком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

   Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

   Общепризнано, что семья занимает особое место в процессе выработки у ребенка дисциплинированного поведения. К сожалению, именно здесь в последние десятилетия наблюдаются процессы, искажающие развитие позитивных межличностных отношений, основанных на любви и доверии друг к другу.

Недостатки в подготовке детей к самостоятельной жизнедеятельности семья приписывает «плохой наследственности», детскому саду, школе, обществу в целом, улице. Возможно, несколько утрированным, но адекватно отражающим характерную для современного общества тенденцию отношения к детям, представляется мнение В.Е. Кагана: «Ребенок для нашей культуры в целом, для нашей традиционной педагогики — это какое-то изначальное воплощение зла... которое мы должны искоренить, чтобы ребенок вырос человеком».

Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним.

     Воспитывая в ребенке главную «добродетель» — послушание, взрослый, не обладая способностью к полноценному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцирует протестное поведение. Он выводит ребенка на дорогу непослушания, «как бы подсознательно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, основного носителя зла, с которым мы непременно должны бороться» (Каган В.Е.).

С следующей статье предлагаю Вам, уважаемые родители, пройти экспресс-тест на тему: «Воспитание – это…»…

Педагог-психолог                                                                                  Е.Ю. Гайдук