Этой рубрикой педагог-психолог Евсиенко Елена Юрьевна открывает цикл встреч, где будем вестись разговор о психологическом здоровье ребенка.

Что такое психологическое здоровье ребенка?

     - Это сформированность у него возрастных и личностных образований, соответствующих возрасту.

     Трудности в их формировании будут указывать на определенные нарушения психологического здоровья. В любом учебнике по детской психологии прописаны варианты нормы развития, возрастные кризисы ребенка, где подводятся промежуточные итоги навыков и умений ребенка.

     Важнейшим условием формирования позитивных новообразований, которое будет адекватно возрасту и темпераменту – это взаимодействие матери и ребенка. Взаимодействие мать-ребенок должны складываться из визуальных, тактильных и кинестетических переживаний и обеспечивать общий фон. На этом фоне ребенок начинает строить свое собственное «Я», учится воспринимать других. Мать через прикосновения, положительный эмоциональный фон обеспечивает чувство безопасности и любви, формирует доверие к миру.

     В случае, когда эмоциональный фон нарушен, происходят перегибы в развитии и, в последствии, возможны существенные нарушения психического здоровья.

     Роль отца в воспитании тоже очень важна. Ребенок, чем больше взрослеет, тем больше отдаляется от матери – и это нормально. Но ребенок должен уйти не в «никуда», а «к кому-то» и в большинстве случаев это отец. Если воспитанием ребенка занимается несколько человек, то это «кто-то» может быть любым значимым взрослым для ребенка. Фигура отца (или взрослого, его заменяющего) укрепляет ребенка и дает ему силы для развития. Другой вариант – когда фигура значимого взрослого отсутствует, у ребенка могут складываться и закрепляться   негативные формы внимания и проявления. Такими способами, как ложь, драки, грубость, ребенок старается быть замеченным и восполнить недостающее внимание значимых взрослых.

     Чем старше становится ребенок, тем более важным становится для него общение со сверстниками. Это очень важно для формирования эмоционально-волевой и когнитивной сфер общения. Через общение со сверстниками ребенок получает опыт общения в социуме – социализируется.

Условия становления психологического здоровья ребенка:

  • Содействие формированию активности ребенка
  • Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий
  • Поддержка в понимании себя, своих особенностей, особенностей, причин и последствий своего поведения

Наличие ценностных ориентаций