ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
Решаем вместе
Есть вопросы по физической культуре и спорту?

В настоящее время наше общество переживает сложный этап развития. В связи с ускорением технического прогресса, экономических реформ, ломкой прежнего уклада жизни, значительно возрастает число трудных жизненных ситуаций. Перед нами стоит определенная проблема, которую не всегда можно разрешить привычными способами. Мы начинаем    испытывать все большее противоречие между своими биологическими качествами и социальным положением, а также требованиями, предъявляемыми социальной средой. К сожалению, современное общество не всегда способствует разрешению проблемы трудных жизненных ситуаций, а иногда усугубляет ее, что наиболее остро отражается на детях и подростках.

     Большинство психологов склонны считать началом переходного возраста - 11 лет. Это самый острый и критический период в жизни ребенка. Объективно ребенок считает себя уже взрослым, хотя социальная ситуация не меняется: ребенок остается учащимся, находится на иждивении у родителей. Такая ситуация ведет к конфликту. Суть конфликта в противоречии с реальной действительностью. Ребенок расширяет и отстаивает свои границы, его социальная активность направлена на усвоение норм и способов поведения взрослого.  Ровесники выходят на первый план и быть значимой фигурой в их среде – это признак «взрослости», который в более поздней стадии может перерасти в кризис «независимости».

     Ребенок «открывает себя». Он стремится воплотить свои таланты и творческие возможности. И задача взрослых определить этот «вектор» направления развития. Важно «увидеть этот момент в своем ребенке и погрузить его творческую среду, где он будет научаться созидать». Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.

     На первый план выходят личностные особенности подростка, его переживания и жажда свободы. В этот момент очень важно быть рядом. Понять подростка с его стремлением к свободе, -  «дело не из легких». Никто не говорил, что это легко, но если мы с вами не будем этого делать, то «на выходе» получим психотравму, депрессию, фобию, девиантное и аддиктивное поведение, аутоагрессию. К возможным причинам, способствующим проявлению этих факторов, можно отнести и  последствия самоизоляции. На сегодняшний день – это половина обращений родителей с подростками, обратившихся в Центр «Выбор» за психологической помощью.

     Подростковую нестабильность мы рассматриваем как один из этапов формирования личности. В этом возрасте формируются стратегии поведения, которые базируются на представлении о себе, как о самостоятельной единице общества. Стоя на пороге самоутверждения, самоопределения и поиска сфер реализации, подростки нуждаются в социальных ориентирах. Отсутствие таких ориентиров может сделать личностное  самоутверждение  подростков  стихийным,  неорганизованным,  непродуманным  и  нереализованным  в  полной  мере. В этом возрасте формируется доверие к миру. С качеством доверия можно связать степень самораскрытия, которая связана с психологической близостью к взрослым. Это может быть отец, учитель или сверстник, назовем это набором эталонов. Выбор эталона говорит о том, на чем будут строится отношения. Если это сверстник – значит дружба будет строится на равенстве. В отношениях со взрослым немного сложнее. Если это идеал, то решение проблемной ситуации будет связана с реальной психологической близостью, если нет – то степень доверия будет строиться на оценке молодыми людьми данного взрослого и будет связано со определенной степенью значимости содержания, которое они будут озвучивать.

Как распознать момент кризиса?

  • Ребенок стал скрытен
  • Молчание, потеря аппетита
  • Раздражительность (жестокость)
  • Угрозы или разговоры об утрате смысла жизни
  • Изменение отношения к значимым вещам, своей внешности

     В каждом из этих случаев необходимо серьезно разбираться с причинами, их побудившими.

    

Какие же ситуации могут  являться кризисными для подростка:

     Это ситуация, переживаемая как обидная, несправедливая и глубоко ранящая, конфликт, буллинг, смерть значимого человека, нестабильная семейная ситуация.

     В этом возрасте главная задача - научиться регулировать и контролировать свои познавательные процессы, поведение, эмоциональные реакции. В этот период очень часто появляется состояние тревоги. Например: подросток может задыхаться при виде сцен пожара по телевизору; страдать от неразделенной любви, закатывать истерики. На первый взгляд, это кажется капризом. Но истинная причина – отсутствие понимания внутри семьи, ребенок чувствует себя обделенным, ненужным, считает что его «не любят». В таких ситуациях могут проскакивать фразы: о смысле жизни, о смерти или наоборот, резкие скачки настроения.

 

Что делать? -  Практиковать «любящее присутствие».

Что это значит?

  • Поддерживать эмоциональную связь с подростком
  • Выражать поддержку
  • Чаще давать возможность ребенку испытывать положительные эмоции, такие как радость, удовольствие
  • Совместное времяпровождение
  • Реализовывать стратегии совладающего поведения
  • Обратиться за помощью к специалисту

   

     Есть еще несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание. Это, по мнению родителей, «капризы» подростка. Если вы увидели их, то это значит, что именно сейчас надо обратить на это внимание. У ребенка еще недостаточно жизненного опыта для решения проблем такого рода. Он не видит выхода. Подростки очень редко просят о помощи напрямую, поэтому будьте очень внимательны к поведению и состоянию своего ребенка, проявляйте искренность и заинтересованность к его проблеме, даже если, на ваш взгляд, она пустяковая. Своим «любящим присутствием», вы спасете его от одиночества.

     Многие исследователи  ищут  ответы  на вопросы,  о том, какими  способами  человек  справляется  с ситуациями,  событиями  в своей  жизни,  как  он  их разрешает.  В связи с вышесказанным, очень хочется порекомендовать к прочтению книги, которые, я надеюсь, помогут Вам взглянуть на своего ребенка другими глазами. Понять и принять его таким, какой он есть.

Рекомендации родителям:

  • Общаться с ребёнком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: ACT, 2008.
  • Книга для неидеалъных родителей, или Жизнь на свободную тему. / Ирина Млодик.(Родительская библиотека). —М.: Генезис, 2009. 3-е изд. —232 с.
  • Как любить ребёнка /Януш Корчак. Издательство «Книга», 1980.
  • Воспитание без стресса /Марвин Маршалл. Издательство «Эксмо». 2013.
  • Что такое чувства? / Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2011
  • Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей / Ирина Млодик. Издательство «Феникс», 2013
  • Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков / Вроно Е. М. Академический проект, 2001 г.
© 2024. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская-на-Дону школа-интернат спортивного профиля». Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.